Моя «любимая» антибиблиотека


Информационное изобилие

Мы живем в великолепное время, когда любая информация стала легкодоступной. Интернет открыл половине человечества огромное количество книг, статей и источников. Мы с легкостью находим их и сохраняем на телефонах, в электронных книгах и на компьютерах. Это благоприятная обстановка для тех людей, которые воспитали в себе культуру работы с информацией, но что же происходит со всеми остальными, которым еще не удалось её сформировать?


Моя "любимая" антибиблиотека

Недавно я встретил термин антибиблиотека, который ввел Насим Талеб. Если по-простому, антибиблиотека — это все книги, которые вы сохранили, купили и сложили на полку в надежде, рано или поздно до них добраться. Со временем эта коллекция продолжает пополняться и вырастает до огромных размеров.  И хотя сам Насим Талеб говорит о том, что антибиблиотека должна быть большой, так как это дает возможность иметь широкий кругозор, на самом деле в этом утверждении уже заложен посыл, что человек умеет работать с книгами. Для тех же, у кого нет подобной культуры отношения к книгам, антибибилиотека начинает становиться мертвым грузом, который постепенно утаскивает на дно самооценку, время или силы.


Отношение к антибиблиотеке бывает наполнено разными состояниями

Это отношение определяет и эмоциональное состояние, и способ взаимодействия с книгой.
Иногда это отношение становится препятствием или демотиватором к чтению. Со временем человек может вообще разочароваться в чтении и остановиться, или впасть в такие способы чтения, которые будут вредить его стремлению учиться. О некоторых из таких отношений со своей библиотекой и хотелось бы поговорить дальше.

Я уверен, что список, приведенный ниже, не является полным, но наиболее распространенные случаи, с которыми я сталкивался, общаясь с людьми, я перечислю. Также попробую провести аналогии или дать подсказки, которые, возможно, помогут вам по-другому взглянуть на свое отношение к антибиблиотеке, книгам и чтению.



Отношение как к изобилию, которое пугает

С чего же начать, ведь выбор так велик и столько всего можно прочитать, что опускаются руки. Представьте, что вы в комнате заваленной книгами. Если эта картина вас удручает, то попробуйте представить, что вы в комнате, в которой несть числа разным инструментам. Скорее всего этот образ не вызовет негативных эмоций, ведь вы не будете раздосадованы тем, что там есть и рубанок, молоток, микроскоп, и множество остального. Вы с удовольствием могли бы расхаживать по комнате и вряд ли, если у вас стоит задача забить гвоздь, чувствовали бы, как на вас с укором смотрит микроскоп и говорит: «Эй друг не смотри на молоток, смотри на меня! Я именно то что тебе нужно!». Точно так же каждая книга из вашей библиотеки — это уникальный инструмент, благодаря которому вы можете решить какую-то задачу по постройке своего мировоззрения, либо понимания какого-то предмета. Надеюсь, вы уловили аналогию. Чтобы на вас не давило обилие книг, нужно понимать, что каждая из них преследует определенные цели. И вам всего лишь стоит определиться, какую задачу вы сейчас решаете.


Отношение как к легкодоступному, а значит не ценному объекту

Если это лежало под ногами — значит ничего в этом нет. Вы с легкостью скачали всю Ленинскую библиотеку или нашли торрент с архивом изданий МИФа. Теперь каждая книга имеет такое же обличие, как и остальные в этой папке, и все они плюс-минус одинаковые. Здесь мне вспоминается небольшое сравнение. Ответьте на такой вопрос. Какой учитель вызовет у вас больше доверия: тот который сам пришел и сказал «Давай я буду тебя учить», или тот, к которому вы пытались пробиться, ждали, получали отказы, но все-таки дождались. Так проверялось желание ученика, когда его могли оставить за воротами монастыря на несколько дней, и если он сдавался — значит не очень-то и хотелось, но если он дожидался и его впускали — он с ценностью относился к тому, что ему рассказывали. И тут достаточно простой совет, который хорошо использовать в наш век электронных книг — найдите и купите бумажный вариант книги для чтения. А еще лучше, если она первого издания, и вообще супер, если она с автографом автора. Если же берете книгу у друзей, спросите, и может они поделятся историей, как эта книга оказалась у них.  


«Я знаю, где это посмотреть, если что»

Несомненно, умение ориентироваться в обилии книг — это прекрасно, но только если это не становится замещением реального чтения и понимания темы. Если вы понимаете, что ваш багаж знаний на самом деле больше похож на список гиперссылок, то вероятнее всего вы очень поверхностно относитесь к литературе. И скорее всего вы не будете в состоянии поддержать беседу, в которой нужно будет аргументировать какие-то позиции. А мысль о том что интернета не будет ввергает вас в панику. Когда-то мне пришло в голову очень хорошее размышление на эту тему. Представьте, что через небольшой отрезок времени вы можете заболеть дислексией, и чтение станет для вас недоступно. В таком рассмотрении, уже не важно где и что находится, подсмотреть не получится. Какие области знаний нужно до этого времени освоить с пониманием, что бы продолжить существовать в вашем привычном мире?


Как к равноправным выборам, или «А вдруг я потрачу время зря?»

«Прекрасное» отношение, которое парализует и не дает возможности выбрать, что же читать. В рассмотрении этого отношения к чтению мне очень нравится диалог Алисы с Чеширским котом:
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно... — сказала Алиса.
— Тогда все равно куда и идти, — заметил Кот.
— Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.
Достаточно понимать, что выбор обождать и не читать — это тоже выбор, и он явно ведет не к увеличению понимания и образованности.


«Их слишком много, я не осилю столько»

Бывает случай, когда ты «берешь» тему количеством книг. Есть расхожее мнение, что для того, что бы стать профессионалом в своем деле, нужно прочитать 300 книг по теме. И вот ты их собрал в отдельной папочке и начал грызть. Этот тот случай, когда мышки кололись плакали, но продолжали жрать кактусы. Если вы заметили за собой убеждение, что книги принесут вам понимание на блюдечке, и для этого всего лишь стоит много прочитать, то это ваш случай. Обычно он заканчивается переутомлением. Тебя начинает подташнивать, потому что, в большинстве своем, книги в одной тематике говорят разными языками об одних и тех же вещах. Но ты на ледоколе уверенно прешь вперед через холодные льдины талмудов, в ожидании, что там в конце к тебе придет понимание и профессионализм. Тут важно осознать, что ваше понимание будет строиться не на количестве прочитанного, а на количестве осмысленного. И со временем, узнавая похожие идеи, вы будете более точечно выбирать из книги те моменты, над которыми действительно стоит задуматься, и перестанете напрягать себя чрезмерно, когда столкнетесь с уже известной вам информацией.


В поисках утерянного Грааля

Ну и последний на сегодня. Этот тип отношения с книгами и чтением я называю поиском утерянного Грааля. Или по-другому «Я так и знал!». Ты пролистываешь книгу за книгой в поисках ответов, но остановки вызывает лишь ощущение, что ты нащупал какую-то жилку, что-то до боли знакомое, и начинаешь вчитываться более внимательно, а остальное пролетает мимо как картины за окном поезда. Дэниэл Канеман в своей книге "Думай медленно... Решай быстро" говорит о феномене который как раз является причиной такого отношения. Он называет это ощущением когнитивной легкости. Это чувство узнавания уже привычного, которое как свет фонаря притягивает взгляд к тем местам которые не требуют особого усилия в рассмотрении. Читая известное нам ранее, мы не только считаем это более приятным — мы так же начинаем приписывать этому большую степень правдоподобия. Что в итоге и рождает ощущение «Я так и знал!», которое щекочет легким восхищением и чувством облегчения наш разум. Такое отношение к чтению у меня вызывает картинку человека с поражением мозга, который потерял способность к кратковременной памяти и ходит кругами по комнате, каждый раз удивляясь тому, что видел 5 минут назад. И тут можно сказать одно: искать нужно там, где потерял, а не там, где светло.

Я уверен, что существует большее количество отношений к книгам и своей библиотеке, которые влияют на нашу любовь к чтению.

А как вы относитесь к своей антибиблиотеке?

Комментарии

  1. Приветствую мыслителя! Спасибо за новое слово в словарный запас) А есть какое-нибудь слово для совокупности начатых и брошенных книг? Это тоже отдельная психотравма для некоторых). Можно, например, «недобиблиотека» 😁

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет! Призраки брошенных книг действительно могут преследовать читателя ;)

      Удалить
  2. Александр! Спасибо за интересную и полезную статью, очень актуально! Увидел себя в отношении к книгам как к изобилию и как я все это осилю. Их так много, а я один)) Накапливаю список книг, которые хочу прочитать, но не успеваю. Хороший совет идти через конкретную задачу (правда иногда, дело не задаче, а просто в интересе к познанию какой-то темы) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью. Круто, что Насим Талеб ввел этот термин. Свою антибиблиотеку я часто пополняю новыми книгами, и уже много лет она вдохновляет, стимулирует читать больше, познавать, изучать. Для меня это один из стимулов в жизни)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Позитивная иррациональность

«Повторение — Мать учения!» границы применимости метода