Позитивная иррациональность


Очень часто попытка найти обоснование своим желаниям становится камнем преткновения к их реализации. Не имея объяснения, не понимая причину нашего стремления в какую-то сторону, мы считаем что наверное это какой-то глюк, сбой моей внутренней системы оценки. Это происходит потому, что причины как таковой и нет, а если что-то необоснованно, не рационально, то скорее всего не стоит это делать.

Значимость рационального подхода сложно переоценить, но также очень важно понимать границы применимости любой модели, которую ты используешь для описания реальности. Так вот, желания и порывы человека, это как раз те явления, которые лежат за границами модели рациональности. В итоге, если мы считаем рациональность единственно приемлемым критерием для своих поступков, то не находя обоснования, мы начинаем приписывать им негативный оттенок. Желания начинают дискредитироваться, вытесняться, оправдываться, а фраза «Я хочу!» становится критерием твоего неадекватного состояния.

Но что, если у нас под носом лежит обратный пример и его можно использовать, чтобы расширить контекст понимание иррациональных поступков?

Так и есть, и этот пример — творчество! Представьте себе как много бы потеряло человечество, если бы все творчество подчинилось какому-то четко ограниченному списку правил и законов, пусть даже и полностью обоснованных. О таком явлении как оригинальность, можно было бы просто забыть. Пресная череда картин, песен, симфоний, танцев и других произведений искусства, вот из чего состоял бы мир искусства. Я с трудом могу представить себе художника, который пришел в свою мастерскую, взглянул на холст, потом на список правил и методично начал их выполнять, потому что это рационально. Мы с вами наоборот ждем от этих людей какого-то свежего взгляда, новых переживаний и с трепетом считаем дни до выхода новой книги любимого писателя, или альбома нашего идола в музыкальном мире.

Почему же тогда сфера творчества — это единственное место, в котором людям разрешено поступать иррационально и не пытаться обосновать свои порывы? Вопрос непростой, но если ответить вкратце, то сам социум определил эту область как допустимую и приемлемую для проявления иррациональности. Мы снисходительно относимся к людям искусства считая их отчасти «Не от мира сего», но не запрещаем им таковыми быть, потому что глубоко внутри понимаем, что творить по шаблону невозможно. И, насколько мне известно, еще никому не удалось прописать законы создания новых форм в литературе, музыке, живописи, что позволяет пока утверждать, что творчество до конца не алгоритмизируемо. Но именно оно дает человечеству новые формы и новые взгляды на столь привычную нам реальность. Оно удивляет нас, заставляет восхищаться и наполняет новыми состояниями.

Значит, всё-таки иррациональность может быть позитивной, а рациональность негативной, когда вопрос становится в ключе формирования нового опыта и новых впечатлений.

Именно этот взгляд может помочь не искать объяснения своим желаниям и порывам, поможет перестать оправдывать их пользой или крайней необходимостью. Ведь исполняя свои желания, человек пишет новую главу своей жизни, меняет свою форму, не подозревая куда приведет его этот путь, и как настоящий творец имеет полное право не задаваться вопросом «Зачем я это делаю?» ответ на который возможен лишь один — «Потому что хочу!».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Моя «любимая» антибиблиотека

«Повторение — Мать учения!» границы применимости метода