Дырявая башка


Начиная цикл статей по развитию памяти, хочется провести небольшой эксперимент.

Попробуйте оценить насколько хороша ваша память, исключительно субъективно. Представьте себе шкалу от 1 до 10 баллов. Единица означает, что я с трудом могу вспомнить, как я попал на этот блог, а десятка — я полностью удовлетворен своей памятью и считаю, что образ Мнемозины писали с меня. Не спешите, оцените с пристрастием.

Сделали? Ок, поехали дальше.

Если вы поставили себе 10 баллов — это круто, я вас поздравляю, вы абсолютно нормальный человек и скорее всего понимаете, как работает память. Но что, если вы отметили что-то ниже десятки? Что это нам дает и о чем говорит? Попробуем разобраться.

Я часто провожу подобный эксперимент на своих тренингах, и следующий шаг — уточняющий вопрос: «А почему не десять баллов, что именно заставило вас поставить другую оценку?»
По сути все ответы упираются только в одно, вы не можете вспомнить что-либо тогда, когда этого требует необходимость, обусловленная некоторыми обстоятельствами. Это может быть что угодно:
  • Имя человека во время встречи с ним, хотя вы точно помните, что в прошлый раз вы представлялись друг другу.
  • Содержание прочитанной книги, когда вас спросили о каком-то факте из нее и том, как вы относитесь к нему?
  • Информацию по теме в попытке решить какую-то задачу.
  • День рождение друга, когда наступает эта дата.
Список можно продолжать вечно, но все будет упираться лишь в данное ранее определение.

Получается, что критерий оценки вашей памяти обусловлен фактом понимания, что информация была вами когда-то воспринята, и невозможностью ее использования в этот момент. Давайте более подробно остановимся на этих двух аспектах. При этом, сразу скажу, что один из них явно играет подчиненную роль, но раскрою мысль по ходу статьи.

По жизни, скорее всего, вы замечаете людей, которые, являются примерами или может даже идолами памяти. Вы смотрите на них, и поражаетесь тому, как много же помнят они. Все эти люди обладают одной чертой, которая может не осознаваться — они профессионалы в своем виде деятельности. И говоря слово профессионал, я использую его в максимально широком ключе, а не только лишь описывая профессию и успешность человека в ней. Нет, напротив, я имею ввиду людей, успешных в любой сфере деятельности. Человек обладающий чувством юмора знает огромное количество интересных историй и анекдотов. Человек, которого считают добрым и дружелюбным, скорее всего помнит дни рождения близких, их предпочтения и особенности. Интересные собеседники всегда находятся на острие последних событий в разных сферах жизни. Отличительная особенность этих людей то, что они живут той информацией, которой обладают. Их знания — это не мертвые хранилища, склады, или чертоги разума, где все есть, но пылится разлагаясь и предаваясь забвению. Напротив, они все время обращаются к своим знаниям и используют их в повседневной жизни.

Отсюда вытекает такой момент — то, что вы не используете, будет забыто. Если вы не живете той информацией, которую получаете, то не стоит ожидать, что она будет навечно запечатлена в вашей памяти. Информацию нельзя просто знать, ей нужно жить. Это значит, что вы помните сейчас ровно столько, сколько используете.

Второй момент — вы помните только то, что важно, и как-то затрагивает ваши ценности. Это может быть тяжело признавать, но если я не помню дней рождений своих близких — вероятнее всего их личности не настолько важны для меня, чтобы быть представленными в моей жизни в виде деятельности направленной в их сторону. Если я с трудом могу вспомнить содержание книги, то скорее всего, информация никак не изменила моего мировоззрения и теперь не проявлена в моих поступках и размышлениях. Если я не могу запомнить ни одного анекдота, то скорее всего, юмор для меня не имеет большой ценности. Поэтому, что бы не грешить на свою память, нужно быть искренним в том, зачем вам та информация, которую вы сейчас узнаёте. Если вы понимаете, что мотив восприятия информации упирается в то, что это модно, круто, возможно когда нибудь пригодится, и т.д. То скорее всего, вы будете насиловать свой мозг в попытке запомнить ее, либо же она выветрится со временем, просто за ненадобностью.

Также важным аспектом является то, что люди, которые используют информацию в своей повседневной жизни, еще и отличаются тем, как они ее воспринимают.
Наверное, трудно себе представить веселого человека, который по вечерам сидит и читает книгу «500 лучших анекдотов мира» в попытке запомнить самые классные из них. Как же так получается, что они с легкостью запоминаются?

Если пока сократить басенку, то можно сказать, что сама форма реакции на информацию, позволяет ей прочно запечатлеться в памяти. Когда человек слышит анекдот, врядли он начинает повторять его про себя чтобы не забыть. Скорее он применяет сформированный ранее мнемический навык, который будет опираться, как раз на будущий контекст использования этой информации. Классный анекдот автоматически вызывает в сознании коннотации к другим ситуациям, людям похожим на персонажей анекдота, обстоятельствам места и времени и тд. Подобный навык может сам сформироваться у человека, если он длительное время работает с определенным типом информации. Как сформировать его самому я раскрою в будущих статьях.

Понимая все вышесказанное, правильно было бы сделать вывод, что плохой памяти как феномена не существует, только если не рассматривать физиологические повреждения мозга. Можно смело поставить себе десять баллов, перестать грешить на плохую память, и признать тот факт, что все ситуации, которые показывали вам ранее, что у вас плохая память — это всего лишь недореализация в этих областях жизни.

Человек легко запоминает и хранит ту информацию, которая подчинена целям его активной повседневной деятельности, направление которой определяется его жизненными ценностями.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Моя «любимая» антибиблиотека

Позитивная иррациональность

«Повторение — Мать учения!» границы применимости метода